ALIVE #2/99
Tale
of the DEMON
Именно Demon были выбраны мною для обзорной статьи не случайно.
Судьба этой
группы, так за всю
свою историю никогда и не добившейся славы и признания,
одновременно и
неповторима, и характерна. В 90-ых подобную эволюцию проделают
многие, но путь Demon полностью никто не повторит.
А началось все очень
непримечательно. В 1980 г. в английском городке Лик
вокалист Дэйв Хилл,
гитаристы Малькольм Спунер
и Клайв Кук, басист Пол Райли
и
барабанщик Джон Райт
основали группу Demon. Тут же был заключен контракт с
новоиспеченным лэйблом Clay
бессменного менеджера группы Майка Стоуна. Как и
многие другие
группы, основанные чуть раньше или чуть позже, Demon
играли
тяжелый рок и были
патроном в обойме набиравшего силу движения NWOBHM. Как и
большинство других
представителей этого движения, Demon увлекались
"чернушной"
тематикой. Их
дебютный альбом, вышедший в 1981 году, назывался "Night
of the
Demon"
и был оформлен соответствующим образом. Demon, в духе
времени и
движения NWOBHM,
любили выпускать синглы: лишь в период с 81 по 83
годы их
вышло 5 штук, самые известные – "One Helluva
Night" и
"Have we been here
before".
Тем не менее, нельзя сказать, что Demon того периода
были ординарным
явлением. К примеру,
они как-никак регулярно выпускали полнометражные альбомы,
что в то время вовсе
не было делом само собой разумеющимся, большинство команд
жанра уходило в
небытие, отметившись лишь парой 7-дюймовок… Энергичный,
свежий
хард-рок демонов
также выделялся из общей массы, а харизматический вокал Дэйва
Хилла придавал
группе стиля. Нести свою музыку в массы группе помогало
необычное шоу,
появившееся благодаря маске Демона, изготовленной другом
группы, и
дополнявшего ее ужасному костюму Дэйва. В 1982 году вышел второй
альбом демонов
"The Unexpected Guest", ставший большим шагом вперед по
сравнению с дебютом
и занявший 47 место в национальных чартах.
Этому альбому
суждено было оказать
серьезное влияние на металлический андерграунд
и
приобрести в
дальнейшем культовый статус. Для тру-металлистов это,
пожалуй, до
сих пор самый
культовый диск Demon. В этой связи достаточно
сказать, что
небезызвестная
группа Б.Г. сделала в 1989 году кавер-версию песни
"Don’t Break
the
Circle", находившейся в
оригинале именно на этом альбоме. Нет, "The
Unexpected
Guest" – это еще не прорыв к славе и деньгам, но
дверь к ним была
перед Demon широко открыта.
Однако, как это
обычно бывает в жизни, все случилось немного иначе: Demon,
вместо того чтобы
развивать намечающийся успех, выпускают в 1983 году альбом
"The Plague", который еще не
стал предательством "темных (точнее, заметно к
тому времени
просветлевших) идеалов", но уже серьезным отклонением от
намеченного в первые
годы существования пути развития. Первыми жертвами ветра
перемен оказались
демонические текста и демоническая символика. Зато на
обложке альбома
появился человек в сером костюме и с техногенным лицом –
машина, попирающая
мир. В песнях пелось и кричалось теперь о несовершенстве
британской
социальной системы, актуальных проблемах – фактически
альбом можно
рассматривать как саундтрэк к "1984" Оруэлла. Музыкальный стиль,
конечно, во
многом
был сохранен, но уже тогда, в 83-м, в нем стало прослеживаться влияние
Pink Floyd ("Fever in the
City"). И
фанаты, поддерживавшие Demon на протяжении
предыдущих
нескольких лет, напряглись; хоть формально альбом и достиг второго
места в HM чартах и попал в топ-50 национальных,
но контракт с большим лэйблом
группа потеряла.
Чего, в сущности, нужно было ожидать. Это сейчас выражение
"они похожи на Pink Floyd" стало
восприниматься как комплимент, а в то время
Pink
Floyd считались такой же попсой, как и любая другая,
и уж если не попсой,
то, по крайней мере,
частью внешнего, враждебного металлу мира. А выходки типа
демоновской
карались бесповоротным отлучением. Которое и произошло в 85-ом. В
этом году выходит
4-й альбом "British Standard
Approved", по мнению многих и в
том числе вашего
покорного слуги – лучшая работа группы и кульминация их
творческой деятельности.
Это – концептуальный, метафорический альбом о
Титанике
(Камерон тогда снимал фильмы про Терминаторов и Чужих), альбом
меланхоличный,
мрачный, загробный – ледяной клавишный океан, взрывающийся
тайфунами гитарных
аккордов и пронизанный шепчущим, поющим, кричащим
голосом
Хилла. Через неделю
после записи альбома скоропостижно умер один из
основателей группы,
гитарист и композитор Мэл Спунер.
У шести струн место
занял его друг Джон Уотерхаус, а в качестве композитора (наряду с Хиллом)
Малькольма
заменил талантливый клавишник
Стив Уоттс. И в том же 1985 году
вышел следующий
альбом "Heart of Our Time", достаточно
сильный, напоминающий
по стилю
предшественник, но уступающий ему по классу. Пришло время новых
корректур стиля.
И корректуры были произведены – в сторону
частичного возвращения к корням. Но,
ох, как ошибались
те, кто ждал от группы The Unexpected
Guest pt. 2! На
альбоме
87-го года "Breakout" действительно меньше Pink Floyd и больше гитары,
но на ранние творения
группы он был похож не больше, чем My Dying Bride на
Дурачков Intl. Как часто потом, в 90-х, группы будут
"серьезнеть", открывать
для себя Pink Floyd и других, для того,
чтобы потом частично вернуться к своим
корням. С той лишь
разницей, что в случае с Demon не прослеживается
абсолютно
никакого
коммерческого расчета – они ушли на "Титаник" тогда, когда металл был
на подъеме, и
вернулись в сцену, когда начался его спад. А прог-команды
в то
время,
наоборот, получали шанс своей жизни (напомню, что Marillion
в 85-ом
заняли первое место
островного хит-парада с альбомом "Misplaced Childhood").
Развитие,
наметившееся на "Breakout", получило
логическое завершение на
альбоме
"Taking the World by Storm"
– любимом альбоме всех, кому по душе
поздний Demon. Музыка стала жестче и современнее, сохранив доминантные
клавиши, социально
критические текста и своеобразную структуру композиций
(многие песни на
альбоме по семь с лишним минут). Диск также приобрел
культовый статус, а
такие классические вещи, как "Remembrance Day" и "What do
you
think about Hell" почитаются даже вполне правоверными металлюгами.
В ходе
последовавшего вслед за альбомом тура был записан весьма удачный
концертник
"One Helluva Night". А затем наступил спад. Группа устала и
подысписалась,
к тому же для металла настали непростые времена. Недобрый,
тяжелый и
одновременно богатый на шедевры – упомяну лишь "Night
of the
Stormrider", "Into the Depths of
Sorrow", "Sigh No More" – 1991 год стоял на
дворе. В этом
году вышел, пожалуй, самый неудачный альбом за всю историю
группы "Hold on to
the Dream", по стилю напоминающий два своих
предшественника, но
полностью обделенный интересными композициями.
Сложившаяся
ситуация привела к
серьезным конфликтам внутри группы, в результате Стив Уоттс
покинул Demon, а помощником Хилла по части написания композиций
стал гитарист
Джон Уотерхаус. Под его влиянием Demon
еще больше сместились в сторону
металла, но в 1992
году, когда вышел последний на сегодняшний день альбом
группы "Blow Out", это мало кому, по
крайней мере, в Англии, было нужно. Диск
весьма неплохой, но
покупался из рук вон, на последующем турне группе редко
удавалось
собрать залы (в 93-м по материалам одного из концертов этого тура
вышел "Live in Hamburg").
И, поскольку материальное положение музыкантов к
тому времени стало
совсем уж незавидным, группа решила мирно самораспуститься.
В 1994 году увидел
свет сольный, опять же достаточно неплохой, пусть и
сделанный на скорую
руку, альбом Хилла "Welcome to
the Real World". И после
этого на долгое
время над группой был опущен занавес молчания. И вот, когда
лихая пора как для металла, так и для самих музыкантов миновала,
они решили,
что пришла пора
опять немного побузить — сыграть парочку ультра-успешных
концертов
на фестивалях, записать акустический альбом (который выйдет в
ближайшее время).
Вероятно, переиздать весь материал в ремастированном
виде и
с нормальными
буклетами. А там, глядишь, и до студио-записи не
далеко. Хилл
даже заявил, что
группа, мол, никогда и не прекращала существовать, а лишь
временно, мол,
решила не заниматься музыкой, а, например, порулить музыкальным
магазином.
Командор Стоун и
капитан Хилл набрали новую команду, уже показавшую себя в
деле
на вышеупомянутых фестивалях. На сегодня это Джон Коттерилл
(ударные),
Энди
Дэйл (бас, уже сотрудничал с демонами ранее), Дункан Ханссэль (клавиши) и
Рэй
Уолмерсли (гитара), все они подобраны по принципу
"из соседнего двора", но
и с прошлыми
участниками ребята расстались по большей части с друзьями и
периодически пьют
всякие английские напитки. Гамбургский дядька Рюдигер
Абенд
(Unbroken
Metal) налабал в духе времени
трибьют "Day of the Demon",
на котором
представлены
неизвестные, кроме Poverty’s No
Crime, зато весьма в андерграунде
уважаемые группы,
плюс две новых вещи собственно Demon. Что касается
планируемого нового
альбома, он обещается в духе первых двух, но с элементами
симфоники.
И хотя я, если честно, весьма скептически отношусь к
разного рода
реюнионам
и возрождениям из пепла, хочется надеяться, что старички подарят нам
приличный диск.
Будем надеяться, друзья.
А.П.М./BlackjacK
PS: В сети Демон
представлен официальным сайтом Микаэля Эрикксона Site of the
Demon
по адресу http://mix.vmo.systeam.se/demon/. Сайт настолько
исчерпывающий,
что искать что-либо другое не возникло никакого желания. Это
настоящая
энциклопедия про группу!!! Здесь есть все, включая и саму группу. Да
и сделан он вполне
красиво и ну оочень уж навороченно.
Так что cya there!
Demon Discography:
Night of the Demon 1981
Liar single 1981
Ride the Wind single 1981
One Helluva Night
single 1982
The Unexpected Guest 1982
Have We Been Here Before? single
1982
The Plague 1983
The Plague single 1983
British Standard Approved 1985
Wonderland single 1984
Wonderland EP 1984
Wonderland (remix) EP 1985
Heart of Our Time 1985
Sampler EP 1986
Breakout 1987
Tonight (The Hero is Back) single 1988
Taking the World by Storm 1989
One Helluva Night
live 1990
Anthology 1991
Hold on to the Dream 1991
Blow Out 1992
Live in Hamburg video 1993
DAVE HILL: Welcome to the Real World
V/A: DAY OF THE DEMON tribute